Атмосфера любви
– Относительно видения Вашей роли в церкви... Все-таки у миссионера более широкий фронт работы. А то, что Вы теперь пастор поместной общины – это сужает, наверное, задачи?
– Я думаю, что это не сужает точно... Ну, может быть, географически – да. Но по сути... Скажем так: хорошая, здоровая церковь – она должна воспроизводить себе подобных. Иисус сказал: «Идите, научите, крестите... расскажите все, что Я вам заповедал»...
То есть, здоровая церковь должна умножаться. И сама в себе... Хотя понятно, что есть ограничение пространства – тут никуда не денешься. Тут у нас человек 200, может, максимум можно вместить, и то – не в эпоху пандемии... А так, по большому счету, должны образовываться новые церкви, и церковь материнская должна иметь к этому отношение. Поэтому я думаю, что задачи... Ну, я говорил о своем видении церкви...
– На собраниях, да?
– Ну да, было собрание общины, еще до вступления и благословения... В церкви, во-первых, очень важно – должна быть атмосфера любви. Потому что Христос сказал, что две важнейших заповеди (или одна, разделенная на две) – «возлюби Господа Бога и ближнего, как самого себя». На всем этом, как Он сказал, стоит закон и пророки, и всё это очень важно. И если не будет этой атмосферы, то всё остальное просто не пойдет.
Потому что мы можем служить, что-то делать, заниматься какой-то деятельностью... Но если наше сердце не будет в правильном отношении к Господу и к людям вокруг нас – то горе нам. И любое дело развалится – я в этом неоднократно убеждался, наблюдая ситуации вокруг, когда люди с неправильной мотивацией, с неправильным посвящением, неправильными целями начинали делать Божие дело... Это как Вавилонская башня – то есть, строить начали, но в конце концов Господь всё это разрушает. Поэтому это первое, что должно быть.
Ну а дальше... Если между нами есть связи и отношения как действительно в Теле Христовом – тогда уже нужно говорить о том, когда, где и чем мы будем служить. Ну, это не должно идти друг без друга, это в принципе симбиоз – отношения сердца и служение...
– Служение миру?
– Ну, во-первых – друг другу, а во-вторых – миру. Христос тоже неоднократно говорил – заботьтесь друг о друге, Павел писал об этом – прежде всего благословляйте братьев и сестер ваших... И мы видим и знаем, что собирались пожертвования из тех церквей, где был избыток, чтобы помочь голодающим и переживающим какие-то сложные времена церквям. И направлялись братья, помощь была какая-то... Ну, и миру, конечно, свет должен быть...
– А как получается, что в церкви много молодежи – это дети верующих родителей, которые выросли здесь, или есть какое-то специальное молодежное служение?
– Опять же – я начинаю только, а предыдущая история – она была разная, и я о ней знаю только с чьих-то слов... Но у меня есть видение относительно молодежного служения. Во-первых, считаю очень важным, когда в церкви есть семьи. То есть, есть муж и жена... И даже если поодиночке – отдельно только муж или жена в церкви – в таком случае, как Павел пишет, и «муж неверующий освящается верующей женой», и наоборот, и дети получают благословение...
То есть, задачи семейных пар – воспитать детей, передавая им начатки своей веры, давая им мудрый пример своей веры и зарождая... Ну, понятно, что это Господь действует – но чтобы добрый пример веры мог подействовать и на них, и у них что-то в сердце могло зародиться.
И поэтому, безусловно, в церкви часть молодежи – это дети верующих родителей, те, которые видели добрый пример своих родителей. Ну и есть, конечно, какая-то часть молодежи «из мира», безусловно... Но каких-то специальных регулярных служений, насколько я понимаю, не было. Ну и мы пока что-то такое не сделали... Хотя у нас один раз в месяц молодежь полностью проводит служение – это значит, что их проповеди, их пение – это всё целиком на них...
– Как «день самоуправления» в школе?
– Ну, типа того... Но братья, естественно, проповедники – это те, кто уже участвуют в общем служении... То есть, это не то, что кто-то решил попробовать сказать проповедь в церкви – такого нет...
– То есть, тема и всё это как-то направляется...
– Конечно. Но делают они это всё равно самостоятельно. То есть, мы не сильно, скажем так, влезаем... То есть, раз в месяц воскресное служение проводит молодежь.
– Интересно... И как к этому община относится?
– С удовольствием. Очень хорошо... Правда, бывает, насчет каких-то песен начинают возмущаться, что там что-то слишком быстро, или еще что-нибудь, петь неудобно... Но в целом положительно, конечно.
Ну, дело в том, что... А как появится преемственность? Если не передавать возможность участия в служении, и в том числе нести ответственность за это служение, следующему поколению? Дождаться, когда умрет большая часть предыдущего, и уже некому будет совсем делать? Это не лучший вариант. Должна быть, конечно, преемственность...
– Да... А для детей есть что-то – воскресная школа?
– Да, у нас три класса воскресной школы, по возрастам: маленькие самые – для них больше всё это в игровой форме, и два класса уже постарше.
– А проводят воскресную школу люди, которые выросли в церкви? Или это, может быть, какие-то профессионалы...
– Нет, мы не привлекаем профессионалов – это все члены общины... У нас вообще в принципе такое понимание в церкви, что люди со стороны не привлекаются. Более того, считается, что невозрожденный человек – если он духовно не возрожденный – он не может участвовать в служении, потому что у него нет даров, которые дал ему Бог. Есть какие-то природные таланты, которые тоже Он дал – но он еще даже не понимает, как можно всем этим славить Бога. Поэтому... Какое служение он может нести? Он может что-то помочь, пожертвовать, еще что-то...
Но именно нести какое-то служение, которое уже направлено на формирование другой личности в духовном плане, он не может нести, потому что... что он может дать? Невозрожденный человек ничего не может дать возрожденному. Апостол писал, что «вы, духовные, можете судить обо всем», а кто не духовный – в принципе не понимает этих вещей. То есть, как ему можно доверить служение, чтобы там... оказать влияние на кого-то?
Поэтому все свои. И там тоже... Одно время это сестры постарше были, потом они передали – сейчас тоже у нас в основном молодежь ведет воскресную школу.
– Какие задачи у воскресной школы, к чему она должна привести? Есть какие-то программы методические?
– Есть программы, да... Ну вот у меня есть с собой как пример молодежная программа – и что-то наподобие вот, есть пособие... То есть, есть разработанные темы, берутся уроки – у детей своя часть, у преподавателей своя часть – ну, и они просто идут по этим урокам...
– Эти пособия молодежные вы тоже используете? То есть, для молодежи ведется своя программа... Или эту функцию выполняют домашние группы?
– Нет, домашние группы – они... там в принципе все могут быть, независимо от стажа и возраста, и неверующие в том числе (пока что неверующие – мы надеемся, что они придут к Господу)...
– Могут приходить друзья, которые не участвуют в собрании – просто для общения, изучения Библии?
– Легко, конечно... Есть просто отдельное молодежное собрание – один раз в неделю они встречаются, и как раз идут по этому пособию. Есть ответственный, который это ведет, они там разбирают разные вопросы.
В воскресной школе тоже разные программы были – одну проходили, брали другую, они менялись... Ну и сейчас есть определенная программа, которую они проходят...
– А воскресная школа проходит после служения, или параллельно?
– Первый час присутствуют все в собрании – это прославление и первая проповедь, более короткая. После этого дети расходятся по классам, и второй час у них идет как раз своя тема. Ну, воскресная школа – в основном там, конечно, те дети, у которых либо родители, либо дедушки-бабушки в церкви... То есть, дети, у которых есть какое-то духовное попечение дома.
Поэтому воскресную школу мы рассматриваем больше как определенную помощь для родителей, бабушек и дедушек в том, чтобы дать какие-то азы веры, о чем-то поговорить... Но она не ставит своей целью взять всю духовную ответственность за воспитание ребенка. Это вопрос родителей, по-любому – мы не можем ее взять на себя.
Но мы можем помочь чем-то. Чем можем, тем помогаем. Пытаемся как-то объяснять Божии законы, заповеди, Его характер, Его отношение к разным вещам – насколько это возможно...
– Есть ли примеры детей, которые выросли здесь и стали служителями?
– Мой брат – он здесь в церкви... Вот я когда-то ушел, а он остался. Он прошел воскресную школу, покаялся, крестился, и до сих пор здесь, со своей семьей уже. Он младше на шесть лет... У него семеро детей – так что уже он занимается своей воскресной школой...
Единство – в делах
– В предыдущем служении Вы имели общение с разными конфессиями... Как Вам видится, в чем на сегодня достижимо единство между христианами разных исторически сложившихся деноминаций?
– Ну, я был причастен к организации пастырского общения, поскольку первый раз пасторы евангельских церквей Твери собрались вместе для общения и молитвы по моей инициативе, скажем так – когда вот мы готовили к показу фильм «Иисус». Это был 2001 год... Это было самое начало.
Объединение – оно должно, на мой взгляд, происходить... ну, безусловно, вокруг личности Иисуса Христа (с этим никто не будет спорить, потому что все мы – верующие люди). Но объединение должно происходить, по моему убеждению, и вокруг той задачи, которую дает Господь – то есть, «идите, научите все народы».
И когда мы делали этот проект, это были понятная цель, понятные задачи и понятное участие каждой церкви и каждого служителя в этом проекте. И поэтому было достаточно легко. То есть, мы обговорили условия заранее – что мы все принимаем один «Символ веры», не говорим о различиях на наших встречах, не переубеждаем друг друга, что хорошо и что плохо... У нас какие-то такие были общие правила. Мы договорились, что мы не перетягиваем людей из одной церкви в другую – «потому что у нас лучше» или еще что-то...
И было понятно, что задача каждой церкви – показать фильм «Иисус» в том месте, которое закреплено за этой церковью, и те плоды, которые там Бог даст на этом месте – вот эта церковь их и пожинала. И вот в этом случае, конечно, единства было достигать гораздо проще – когда у нас есть понятные цели и задачи, к чему мы вместе стремимся.
Единство ради единства – я не думаю, что оно работает. То есть, как бывает иногда – «а давайте соберемся вот просто вместе – нам хорошо, и так должно быть» – а смысл? А смысла в этом нету... А когда у нас есть общая цель – вот ради общей цели тогда включаемся и начинаем двигаться.
– А может быть общей целью (помимо благовестия) социальное служение какое-то межцерковное, или это сложнее организовывать?
– Думаю, в любом случае это сложно организовывать... Потому что время проектное, на мой взгляд, прошло. Наша миссия уже, наверное, лет 7-8... даже 10 назад отошла от того, что вот «мы делаем какой-то большой громкий проект». Потому что сейчас это делать всё сложнее, причем даже не столько из-за финансов, сколько из-за политической обстановки в обществе...
Поэтому уровень вовлечения всей церкви – он все равно не будет. Вот даже кормить голодных если, социальное служение – вся церковь не будет в этом участвовать, все церкви. Это будут там, не знаю... 15-20 добровольцев. То же самое, что происходит, например, с сельским благовестием. Это как-то естественно ограничивается...
Да, хорошо, когда церковь молится целиком и полностью, когда это презентуется на общем служении... Но всё равно это не захватывает целую церковь... Поэтому даже не знаю...
– Призвания различны...
– Да, и дары различны, и призвания... Поэтому, честно говоря, я даже не знаю, вокруг чего могли бы сейчас объединиться церкви целиком и полностью. Особенно учитывая разность взглядов, пониманий, учений по разным вопросам. То есть, это только что-то должно быть, скорее всего, в области благовестия... ну, или социальной какой-то такой работы... Потому что проводить, например, общие богослужения – я думаю, что это очень сложно...
– А как Вы смотрите на межцерковные молитвы? Например, за духовное пробуждение в области, за единство между христианами (проходят в «Церкви Христа Воскресшего», церкви «Святая благодать»)...
– Положительно. У нас подобное было, опять же, когда показывали фильм «Иисус» – как раз на территории церкви каждую неделю, примерно в течение полугода, собирались с разных церквей верующие и молились за духовное пробуждение. Мы даже организовали молитвенную цепочку на площади перед администрацией города. Там скамеечки были, где памятник Ленину, и приходили люди – договаривались, что этот час будут эти 3-5 человек, потом другие... И мы молились целый день за город, за всё...
Тогда у нас был вот этот церковный «рафик» – мы с молодежью и ночные молитвы организовывали. То есть, мы ездили от кинотеатра к кинотеатру, где предполагалось показывать фильм «Иисус», и мы останавливались около каждого места, молились, помню, за администрацию, за возможность, чтобы здесь был показ, чтобы люди приходили, и так далее. Это было интересно даже – молодежь с удовольствием, кстати, ездила...
– «Ночной дозор»...
– Ну, типа того, да... То есть, мы там начинали, наверное, часов в 11 и заканчивали часа в 2-3 ночи, разъезжались уже по домам. То есть, такой опыт был...
– А как рождалось видение, что так надо делать?
– Не помню, честно... Приходила идея кому-то – а давайте сделаем так? А давайте... И поехали и сделали. Тогда мы даже какие-то инновационные вещи делали – вот сейчас, например, очень много вот этих... не знаю, как называется... раскладушек, когда реклама ставится где-то у торговых центров. Тогда этого ничего еще не было – мы просто брали фанеру, прибивали две ножки, и пока фильм шел, мы ее там ставили прямо возле кинотеатра (или места показа)... А если там был какой-то общий щит, мы ставили прямо перед ним, чтобы люди точно увидели...
– Чтобы привлечь внимание и тех, кто, может, просто проходил мимо...
– Да, да... И это вот как бы даже еще никто не использовал тогда. А у нас эта идея родилась – и мы реализовали... А потом ее рекламные агентства подхватили... Сложно сейчас сказать, откуда это было...
– Витало в воздухе...
– Да...
Инициатива приветствуется
– Есть ли сейчас в вашей церкви служение евангелизации? Есть какое-то видение, как это грамотно делать вообще?
– Ну, на данный момент пока ничего нет такого специального... Ну, опять же говорю – я пока вхожу в понимание того, что происходит, знакомлюсь и с людьми, и с какими-то служениями разными...
– Интересно, как это знакомство происходит?
– Ну, и в церкви, и кого-то в гости просто приглашаем к себе... У нас недавно появилась дача, и в одно воскресенье мы просто выехали туда воскресной школой с родителями – 40 человек. Там 20 детей, 20 взрослых было – учителя были и некоторые семьи... Просто было родительское собрание по воскресной школе, и потом мы спонтанно так решили, поскольку было большинство на машинах – сели и поехали... Очень хорошо пообщались.
А так – приглашаем в гости, встречаемся в церкви с некоторыми людьми... Ну, у меня задача, что за первый год служения я должен встретиться с каждым человеком лично.
– А сколько человек в общине?
– Порядка 150...
– 150 лет церкви – и 150 человек в церкви...
– Ну, 150 человек тут давно, примерно в таком ракурсе... Надо уже что-то новое открывать, чтобы было больше...
– Да, а если говорить о евангелизации – нет четкого видения, что делать?
– Нет, у меня есть видение. Но в миссии мы уже, как говорил, от такого проектного мышления – когда вот что-то где-то делается специально – мы стараемся отходить. Больше у нас, например, сейчас дел идет в связи с изданием Нового Завета с фильмом «Иисус» внутри в качестве приложения. Мы делим его – половину тиража забирает православная церковь, а половину забираем мы и распространяем уже по евангельским церквям.
Был очень хороший проект – вообще замечательный, я считаю, хочу его и у нас здесь предлагать... Когда начинается перед Пасхой Великий пост... Это касается всех – и православных, и протестантов – ну, протестанты Великий пост не очень соблюдают, но тем не менее, у всех на слуху это время, когда пост, когда скоро Пасха, и так далее...
Вот у нас был проект, который назывался «40 дней в Слове». Мы мотивировали, чтобы каждый верующий взял такое Евангелие, до этого молился о каком-либо человеке... И, например, помолившись и приняв решение, или получив какое-то откровение от Господа, пришел к человеку и сказал: «Так и так, будет Пасха, сейчас Великий пост – давай с тобой читать Евангелие каждый день перед Пасхой?». И насколько возможно, хотя бы пару раз в неделю или, кто может, каждый день (если это родственники, если вместе живут) вместе читать и обсуждать. Своего рода пост – только в Слове...
И мы даже презентовали... У нас в Питере хорошие связи с одним храмом, около Московского вокзала, и наш директор там презентовал даже во время службы – местный настоятель дал слово... Так было странно, конечно, видеть вместо настоятеля человека в пиджаке с галстуком на кафедре, но тем не менее... И он рассказал про этот проект, и настоятель сказал: «Вот возьмите, если вы готовы именно с кем-то изучать, а не просто положить себе на полку...». И там где-то, наверное, человек 50 взяли...
– Замечательно...
– Вот один из вариантов евангелизации. Малые группы – тоже, пожалуйста: приглашать неверующих людей, вовлекать их, заинтересовывать. У нас, например, в Ижевске есть команда сотрудников (опять же, говорю про миссию) – они организовали у себя «праздничное благовестие». То есть, Республика Удмуртия – там, как сказать... достаточно сильны (хотя, я думаю, это везде, наверное, такое есть) такие семейные праздничные традиции, когда семьи собираются и что-то проводят. И они сделали программу специальную и назвали ее «Праздничное благовестие».
Они говорят, допустим, родственникам, знакомым: «Мы можем провести вам праздник – день рождения, допустим. У нас есть игры, конкурсы, веселая часть – поздравления какие-то шуточные, и так далее. То есть, мы беремся вам проводить такую программу, только в конце будет свидетельство». И они делают как бы эту программу, и в конце подводят к серьезному такому моменту, когда там кто-то рассказывает из братьев или сестер свидетельство, ну и рассказывает коротко Евангелие. И у них очень часто эти праздники заканчиваются тем, что несколько человек покаялись...
Они вот несколько лет делали такой вариант... Причем они говорили, что у них уже записывались в очередь – людям нравилась сама форма проведения. То есть, они откатали программу очень хорошую времяпровождения. Потому что очень часто люди собираются за столом, а потом не знают, что делать – ну, поели, ну, спели песню какую-нибудь... Что дальше? А они всё делали, фактически, как тамада, грубо говоря. Только ты проводишь это и заканчиваешь Словом Божиим. И у них дошло до того, что прямо писали расписание – когда к кому идем, у кого проводим...
– Как агентство праздников работали, фактически?
– Ну, оно по своим работало – вот родственники, друзья, знакомые – кто знал... Но фактически да, и они таким образом набирали даже малые группы потом для изучения Библии...
– Получается, Вы сейчас, имея разнообразный опыт, пытаетесь понять картину, ресурсы, таланты, чтобы определить, как лучше действовать, так?
– Ну да, пока в таком ключе... Но я не торможу те процессы, которые были... В плане евангелизации, опять же, если говорить, это – участие в сельском благовестии, люди к этому мотивированы...
– Да, кстати, самая активная по числу участников церковь...
– Да, и присоединяются новые. Например, Мансура – недавний наш участник, и она уже включилась активно, слава Богу. Плюс воскресная школа. И также они делали праздники... Например, на Рождество принято делать праздник с приглашением всех неверующих друзей, знакомых и так далее...
– На Пасху тоже?
– Да, обычно на все большие праздники... Ну и воскресная школа, молодежное служение... И на воскресное служение мы всегда тоже приглашаем и призываем к тому, чтобы люди говорили... Но сейчас не знаю – видимо, это со сменой пасторства – люди хотят, видимо, посмотреть, как у нас что тут изменилось, и приходят люди, которые вот когда-то захаживали в церковь, но не остались... И вот они опять начинают, я смотрю, новая волна как бы пошла – то есть, приходят... дети верующих родителей, которые не в церкви уже давно – то есть, вот они начинают снова приходить...
– Слава Богу... такое движение...
– Да, слава Богу, это очень приятно...
– А как Вы смотрите на то, чтобы петь песни благовестия на улицах, например?
– Да на здоровье! Я считаю, что любая форма благовестия – она уместна. Потому что я знаю, что бывает много споров, что лучше – раздавать брошюрки где-нибудь на остановках, или петь песни, рассказывать Евангелие и организовывать еще что-то... Я считаю, что любая форма – она уместна.
Мой директор, когда я только начинал служение с фильмом «Иисус», американец был – он говорил: «Даже если коммунисты захотят показывать фильм «Иисус», я с удовольствием к ним присоединюсь». И я считаю, что любая инициатива, любая возможность, которая родилась в голове – если это прославляет Господа, то почему нет?
– При такой занятости не стоит у Вас вопрос о компромиссах между семьей и церковью?
– Нет-нет... Мало того – мы сейчас хотим открывать... даже возобновлять (оно начиналось, но заглохло) семейное служение. Это однозначно. Мы некоторое время занимались этим в миссии тоже... И мы занимаемся также консультированием семейных пар – предбрачное консультирование. У нас есть специальная программа очень хорошая, уже обкатанная... То есть, мы помогаем молодым людям понять вообще, во что они ввязываются и зачем им это нужно. Ну, и мы хотим семейное общение начать проводить, на которое вход тоже будет открыт всем.
Время отсутствия ориентиров
– Труднее ли сегодняшним христианам, на Ваш взгляд, со страхом и трепетом совершать свое спасение? В чем трудности именно нашего времени?
– Ну, не хочу показаться дедушкой – как, знаете, дедушки с бабушками обычно говорят «вот, в наше-то время...». Нет, я думаю, что у каждого времени есть свои положительные моменты и есть свои трудности.
Время, например, Советского Союза, время гонений и притеснений на церковь определенного – да, оно требовало мужества и определенного противостояния, и посвящения такого серьезного. А с другой стороны, там были свои какие-то сложности...
Сейчас, наоборот – полная свобода. Хочешь – ходи в эту церковь, хочешь – в ту... Даже если ты на работе будешь о Боге всем рассказывать, никто тебя премии за это не лишит. Поэтому тут другой момент, я считаю... Трудности времени сейчас – это отсутствие ориентиров таких даже морально-нравственных в обществе, потому что в принципе, мы идем к тому, что...
Ну, мы всё равно придем к этому, как бы мы ни закрывались как страна – к тому, что и лгбт-сообщества все эти будут, и остальное... Даже сейчас уже в программу школьную вводятся такие вещи, в которые пропихивают что-то определенное свое, чтобы это присутствовало... Вот эта вся толерантность, смещение ориентиров, потеря абсолютная ценности семьи – ну, зачем тебе брак? Живите так... И детей тоже как-нибудь так воспитывайте, непонятно...
И плюс, как сказать... Общество потребления – это сильно влияет. То есть, многие пытаются зарабатывать деньги, и чем больше, тем лучше... А служение требует времени, сил и тех же самых финансов – а иногда их не остается просто...
Ну и плюс то, что... наверное, еще один момент – нету в связи с размыванием вот этих ориентиров... размывается и посвящение. Человек становится менее верен. В разных вещах. Та же самая, например, работа. Если в советское время считалось, что проработать на одном месте всю жизнь, продвинуться по карьерной лестнице – это вот очень такое, как сказать, достоинство, да...
А сейчас достоинство – чем больше работ ты поменяешь, чем больше ты знаешь и там, и там, и там – то есть, это достоинство, да... И человек становится очень легко подвержен переменам. То есть, не получается у меня поехать в поездку – ну и ладно, и не поеду на эту евангелизацию, и ничего страшного... То есть, раньше, если ты решил... Не знаю, мне кажется, люди были более посвящены и более верны. Хотя я не говорю, что раньше другое время было, и поэтому люди там были лучше – нет...
Но сейчас вот вообще общая такая тенденция – это более свободное отношение ко всему, в том числе к своему слову. Как бы я вот дал слово – я его и забрал. То есть, я договорился встретиться – и я точно так же легко эту встречу отменил...
– Но ведь раньше просто не было такого – написать, позвонить с мобильного... Может, мы расслабляемся из-за повышенных технических возможностей?
– Да нет, я думаю, что технические наши возможности – они просто усиливают или немножко уменьшают... Дело не в них, а в человеке. То есть, если человек имеет характер обязательный такой и посвященный, то он будет изо всех сил стараться это сделать. А если ему все равно... Но это тоже, опять же – формирование характера и сердца человека, которое тоже с Божией помощью только можно сделать.
– Точно... Напоследок нам хотелось бы для лучшего знакомства наших читателей с Вами задать пять коротких вопросов:
* Какой Вы человек, в двух словах?
– Если в двух словах, человек... Я бы сказал, что я дружелюбный. Ну и... достаточно веселый. Во всяком случае, до последнего момента... пока не прихал в Тверь! (смеется) Это шутка, конечно.
– А говорят про Тверь, будто очень депрессивный город...
– Про Питер то же самое говорят. Мы уехали из Твери в Питер, приехали из Питера в Тверь – все то же самое. Понятно, что погода, сырость, влажность, болота... Ну, север – он весь депрессивный, на самом деле. Потому что юг – он такой... подразумевает, когда много солнца, когда тепло – и люди более живые, более такие эмоциональные где-то... А на севере энергию надо хранить и не разбазаривать... Поэтому всё внутри, всё внутри...
* Ваше любимое занятие?
– Любимое занятие... Честно говоря, нет у меня, наверное, одного какого-то занятия. Мне нравится проводить время с моей семьей, мне нравится гулять, я люблю волейбол, люблю рыбалку...
– Еще не организуете волейбольных матчей на приходе?
– Нет, здесь пока нет. Я пока ходил на стадион «Химик». А так здесь еще пока нет – спортзал еще не нашли... Ну то есть, разные занятия, нет какого-то одного, разноплановые...
* Ваша любимая книга, помимо Библии?
– Тоже не знаю... Я читаю разные книги. Мне нравятся книги по христианскому душепопечению. Ну, я могу назвать автора последнего моего любимого – это Пол Трипп. Очень хороший автор и очень плодотворный, пастор церкви. Книга, которую я не так давно прочитал – она о пастырском служении у него как раз, называется «Опасное призвание». Рекомендую всем пасторам! Ну и служителям церкви в принципе – всем тем, кто в церкви трудится. Когда ты имеешь влияние на людей...
* Ваша любимая цитата или афоризм?
– Последние несколько лет я вспоминаю... Это, наверное, цитата – не афоризм точно... Одна девушка проходила курсы по душепопечению, и наставники ей дали один совет, который мне очень нравится – он мне как-то запал, и я его периодически вспоминаю. Можно сказать, это моя любимая цитата последние пару лет, и звучит она коротко: «Научись жить с разочарованием».
Ну, я могу немножко расшифровать... У нас бывает много ожиданий, много каких-то моментов, в которые мы думаем «ух!» – но потом приходит момент... И вот как ожидание праздника лучше самого праздника – потом приходит праздник, и ты понимаешь, что совсем не то, хотелось не того... И тем не менее, ты должен жить с этим спокойно. То есть, не падая, не раздражаясь, не гневаясь, не унывая, не впадая в депрессию... То есть вот, разочарования всегда будут. А вот учиться с ними жить, уметь с ними жить – это вот гораздо сложнее. Поэтому мне нравится это вот как лозунг такой... Я бы даже сказал, что это девиз.
А эта девушка – она проходила специальный курс, у нее были свои душепопечители, и они ей сказали несколько моментов, и вот один из них – чтобы она научилась жить с разочарованием. Потому что она как бы всё время переживала, когда что-то не получалось в очередной раз – она начинала... У нее был спектр реакций разных, начиная от уныния и до обвинения кого-либо, что кто-то там что-то не сделал, не смог и так далее...
– А почему Вас это так зацепило – Вы много такого наблюдали в жизни?
– Ну, понимаете... Пастор – он по умолчанию душепопечитель. И если у него нет этого дара – это плохо. Ведь приходит очень много людей с совершенно разными взглядами и отношением к тебе лично и ко всему церковному служению в целом, и надо с этим жить...
И могут быть разочарования в людях, особенно на которых ты надеешься, рассчитываешь... А вот надо научиться с этим жить, потому что есть много вещей, о которых говорит Библия... Что «проклят всяк, надеющийся на человека». А мы все равно надеемся, потому что нам свойственно быть в команде, мы социальные существа... Но разочаровываемся, когда человек, про которого думаем: «Ну вот с ним-то мы кашу сварим», а он нам туда раз – и деготь какой-нибудь выльет, и всё – и вся каша пошла в мусорку...
* В завершение – пожелаете что-нибудь читателям?
– Ну что пожелать? Двигаться с Господом! Только Он не дает унывать и падать. Ну, я имею в виду падать так, чтобы не вставать – потому что падать мы все равно будем... И быть открытыми, искренними – вот это я очень тоже ценю в людях.
– Спасибо Вам большое за интересную беседу!
– Спасибо и вам!